podmoskva


podmoskva

Хватит мечтать - пора путешествовать!


Previous Entry Share Next Entry
Агитационный летающий гигант второй пятилетки
podmoskva
"О, какой интересный экземпляр", - подумала я, глядя под потолок в одном из залов музея авиации. Я о таком и не знала. По крайней мере, о том, что был такой восьмимоторный гигантский самолётище. Увы, с очень трагической историей. Многоцелевой транспортно-пассажирский самолет АНТ-20 бис (ПС-124). Идея постройки такого самолета, ставшего агитационным, возникла в октябре 1932 года в группе писателей и журналистов, возглавляемой М. Кольцовым, в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького. Немало сил и людей было привлечено к его созданию. Первый полет осуществили 17 июня 1934 года.

Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший в короткий срок около 6 млн рублей. Комитет организовал в своём составе Технический совет под председательством начальника ЦАГИ Харламова, которому поручил определить лицо будущего самолёта и разработать технические требования, исходя из основных назначений самолёта.


Для наблюдения за постройкой и передачей заказа на различное оборудование при Комитете была организована Строительная комиссия под председательством А. Н. Горянова. 10 марта 1933 года Строительная комиссия заключила с ЦАГИ договор на постройку самолёта «Максим Горький». К 1931 году конструктор А. Н. Туполев, успешно запустив в массовое производство бомбардировщик ТБ-3, занимался дальнейшей разработкой сверхтяжёлых гигантов — летающих крепостей. Был создан эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4, названный АНТ-20.



Туполев АНТ-20 «Максим Горький»
Назначение: многоцелевой
Первый полёт: 17 июня 1934 года
Всего построено: 2
Производитель: КБ Туполев, СССР
Экипаж: 20 чел.
Количество пассажиров: персонал — 8 чел, пассажиры — 72 чел.
Крейсерская скорость: 275 км/ч
Дальность полёта: 1000 км
Практический потолок: 7500 м
Длина разбега: 350—400 м



Площадь внутренних помещений - 100 кв. м., где могли разместится до 70 пассажиров. В крыльях расположены двухъярусные кровати для отдыха. Самолёт оборудован лестницей, которая, сворачиваясь, становилась частью пола. Впервые для тяжёлого самолёта применена электродистанционная система управления. Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обеспечивало его эксплуатацию днём и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. Имелся автопилот. На борту находились разнообразные средства агитации, в том числе громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека и др. Самолёт был оснащён пневматической почтой.



Размеры
Длина: 33,0 м
Высота: 11,25 м
Размах крыла: 63 м
Площадь крыла: 486 м²
Масса
Пустой: 28,5 т
Макс. взлётная: (в перегруз) 53 т
Силовая установка
Двигатели: 8 × М-34ФРН
Тяга (мощность): 8 × 750 л. с.


Просуществовал самолёт чуть больше года. 18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт, после которого планировалась передача АНТ-20 в агитэскадрилью им. Горького. Лётчик ЦАГИ Н. С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Оператор Щекутьев осуществлял с Р-5 киносъёмку полета. Перед Н. П. Благиным стояла другая задача: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах.



Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но полёт приобрёл угрожающий характер: Благин на истребителе начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. Благин бросил свой истребитель в короткое пике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, круто рванул ручку управления на себя, намереваясь описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20...

Погибло 49 человек, в том числе Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей. Киносъёмка катастрофы исчезла (возможно, находится в засекреченных материалах дела).

При подготовке материала использованы факты и фото из Википедии и странички "Горького" с сайта tupolev.ru






Recent Posts from This Journal

  • Знакомьтесь, Ванечка!

    «Знакомьтесь, это наш малыш Ванечка!» Находясь в питомнике зубров, было очень неожиданно услышать эту фразу от экскурсовода. Иван…

  • В гости к зубрам

    Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник имени Михаила Заблоцкого, что в в 8 км от города Серпухова, уникален тем, что в…

  • Железнодорожный мост через реку Скнигу: старый и новый

    Прогуливаясь по заокским окрестностям Тульской области мы несколько раз пересекали речку с названием Скнига. В одном из мест мы решили выйти из машин…

  • Too Much - вкусный гастробар на Тверской

    На этой неделе дел как обычно было слишком много, чтобы полноценно отдохнуть, но мы таки смогли побаловать себя любимых. Совершенно спонтанно решили…

  • Очарование снежной Оки: зимнее Поленово

    Сегодня хочу рассказать вам о таком месте, в котором хочется задержаться. Лес, река, тишина и потрясающей красоты пейзажи на каждом шагу. Это…

  • #ЖЖсближает и после свадьбы

    Эта история началась в те годы, когда многих из вас еще в планах у родителей не было, а кто-то мог быть уже взрослым и совсем разумным. Конец 80-х,…

  • «Ново поле»: зимняя сказка в лесу

    Скажите, а как часто вам хочется отправиться куда-нибудь подальше от городской суеты и шума, поближе к природе? Нам вот очень часто, но увы и ах не…

  • Масленичная неделя на Останкинской телебашне

    Останкинская Телебашня. Признаюсь, побывать здесь я хотела давно, но все никак ранее случая удобного не предоставлялось до вчерашнего дня. Башня…

  • Москва сверху

    Сколько лет я уже живу почти в Москве? Говоря "почти", я имею ввиду то ближайшее заМКАДье, куда занесло меня более десяти лет назад. Часто и много…


promo podmoskva november 21, 16:00 41
Buy for 20 tokens
Нашлась тут у меня пара минут свободных. Решила я собрать в одном месте свои недавние записи о Ростове. Оказывается, их у меня уже немало, но ведь и впереди еще столько же. В общем, друзья, если вдруг решите в Ростов-на-Дону ехать, можете заглянуть ко мне. Альманахов и путеводителей я вам здесь не…

  • 1
Да(
После крушения АНТ-20 было решено построить второй, улучшенный экземпляр. Была убрана тандемная установка, и восемь М-34ФРН заменены на шесть М-34ФРНВ мощностью 1000/1200 л. с. Постройка нового самолёта завершилась в 1938 году, испытывал его также М. М. Громов.

В 1940—1941 гг. этот самолёт под маркой ПС-124 (Л-760) использовался как пассажирский на линии Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды. После начала войны его использовали для перевозки грузов в тылу.
14 декабря 1942 года он разбился при посадке в 60 км от Ташкента, налетав 272 часа.

Так и не стала судьба самолета счастливой...

Вот это махина! )

Наверняка спрятали съемку подальше от всех.

Страшная трагедия была. До сих пор есть разные версии

Так вот у него какая судьба, у первого АНТ-20... То-то раньше молчали о Максиме Горьком...

Ничосе аппараты! О_о

Недолго им полетать довелось, а жаль.

По тем временам именно Гигант!

По нынешним тоже.

Как жалко(( Но самолёт внушительный.

небольшая скорость у них была

Громадина какая

трагедия ужасная

Спасибо за интересный пост

Да, было время!

Ого какой масштаб)

Эх, жалко оригиналов не осталось...

были машины же!

люблю такие места

не знал о таком, внушительно! и жалко, что так всё случилось (

какая интересная история, Олесь! Жаль, что печальная.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account