podmoskva

Categories:

Форт Красная Горка: самая современная русская подземная крепость на Балтике

Форт "Красная Горка" мы посетили этим летом с проектом "Нам по пути" #нампопути2020 когда тестировали новые аудиогиды. Объект вошёл в путеводитель "Краснофлотское шоссе (Петербург - Сосновый Бор - Копорье)". Давно хотела посмотреть это место. Впрочем, по всему маршруту немало интересного. Жаль только, что из-за пандемийных особенностей был закрыт музей, не удалось посмотреть подземные казематы крепости. Да и музей не увидели. Но зато остался пунктик, вернёмся ещё раз.

Немного истории форта "Красная Горка"

Форт "Красная Горка" (Алексеевский, Краснофлотский, им. Фрунзе "Ф") 1909-1962гг. Самая современная русская подземная крепость на Балтике. За время строительства (1909-1915гг.) с появлением новых мощных русских орудий 12-ти дюймов (305 мм) Обуховского завода форт был достроен до масштаба крепости и занял территорию в 450 гектаров. В годы Великой Отечественной войны вокруг крепости на дальность её мощных орудий - 25 км сформировался Ораниенбаумский плацдарм. Эта непобеждённая территория за все дни блокады стала лучшей сухопутной операцией советского военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны.

В 1962 году "Красная Горка" была разоружена последней из состава Кронштадтской крепости. Крепость является памятником Всемирного наследия Юнеско. 10 апреля 2015 года крепость получила охранные границы как памятник областного значения.

Ижорская крепостная железная дорога

Форт "Красная Горка" не имеет глубин для морского порта для доставки больших объёмов строительных материалов и больших орудий. Весной 1910 года были произведены промеры глубин на южном берегу Финского залива и нужная глубина была найдена у мыса Спасательный. На этом месте был построен грузовой порт. Летом того же года от этого порта к форту была проложена Ижорская крепостная железная дорога. Для этого было изменено русло реки Чёрная в Большой Ижоре и построены 2 моста, поворотный круг, засыпано несколько болот. Железную дорогу строили полки, расположенные в Ораниенбауме, Петергофе и три сапёрных батальона. Дорога была построена в рочном порядке всего за месяц.

Уже летом 1910 года на форт доставили большой объём строительных материалов и первые 22 орудия. На дороге были построены станции "Лебяжье" и "Форт Алексеевский". Под станции были приспособлены казармы строителей. Спустя три года, в 1913 году дорогу продлили до форта "Серая Лошадь", а в 1928 году до деревни Шепелево к форту "Бухарин".

Строители "Красной Горки" и Ижорской военной железной дороги от мыса Спасательный в Ораниенбауме-2 до форта были награждены медалью "За особые воинские заслуги". Автором проекта был известный авторитет в области фортификации генерал Величко, а производителем работ подполковник Юденич.

Весь форт входит в региональный заказник "Лебяжий" как водно-болотное угодие международного значения. Небесная покровительница форта — равноапостольная святая Мария Магдалена (церковь была построена в 1910 году и сгорела в дни мятежа в июне 1919 года) День памяти святой — 9 августа. День артиллерии фортов Кронштадтской крепости — 30 августа.

В 1928 году Ижорская крепостная дорога была поглощена Октябрьской железной дорогой путём засыпания морского канала в Ораниенбауме. Последняя электричка со станции "Краснофлотск", которая была построена в 30-е годы для обслуживания жд узла форта, ушла зимой 2011 года. Весной 2019 года перроны станций "Красная Горка" и "Краснофлотск" были разобраны. Это, пожалуй, наиболее интересные моменты из истории дороги.

Сегодня форт "Красная Горка" — место очень популярное. Сюда приезжают не только жители Ленобласти, но и многочисленные туристы из других регионов. Тут работает музей и можно посмотреть некоторые орудия, прогуляться по берегу и полюбоваться природой.

Проект подготовлен Сообществом Питерских Блогеров spbblog и входит в серию из 8 маршрутов по основным федеральным трассам из Санкт-Петербурга. Двигаясь по маршруту, туристы могут слушать интересные и содержательные истории о населенных пунктах, местах боевой славы, памятниках природы и местных достопримечательностях.

Организатор проекта: Сообщество питерских блогеров
Генеральный партнер: Автодор-Платные Дороги
Медиа-партнеры: медиахолдинг «Комсомольская Правда», Дорожное радио, LiveJournal Russia
Автомобильный партнер: Chery Russia
Официальные партнеры: Магистраль двух столиц, Izi.Travel, Petrogradweb, Акимовский хлеб

promo podmoskva march 11, 2019 12:01 2
Buy for 20 tokens
Мы ехали, я думала. Быстро ехали, медленно думала. Смаковала каждую фразу, большинство из которых я и не произнесу теперь вслух, наверное. Сидела сзади на снегоходе, за нами тащилась волокуша с необходимыми вещами для оленеводов, что им передали из поселка, мимо пролетал один и тот же…

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.