podmoskva

Categories:

«По следам боевой славы»: 6 аудиогидов по знаковым местам Ленинградской области военного времени

Друзья, хочу представить вам серию бесплатных аудиогидов по памятным местам военных лет Ленинградской области «По следам боевой славы». Этот проект наши друзья готовили к 75-летию Победы. По хорошо известным всей стране событиям в виде вируса, его реализацию пришлось немного перенести. К счастью, всё состоялось и часть из представленных маршрутов я проехала сама. Мне понравилось, рекомендую и вам, если окажетесь в тех краях.

Маршрут: Дорога Жизни
Ржевский коридор; Памятник Регулировщице; «Цветок Жизни» и роща 900 берёз; Памятный знак «Балтийские крылья»; Дом Авиаторов(43 героев); Румболовская гора, памятник «Полуторка» и часовня; Участок старой Дороги Жизни; Монумент «Катюша»; Ладожское озеро; Монумент «Разорванное кольцо»; Осиновецкий маяк; Центральный военно-морской музей «Дорога жизни»; Железнодорожная станция «Ладожское озеро» и памятник паровозу; Народный Музей Дорога Жизни «Дорога Победы»; Крепость Орешек...

Цветок Жизни
Цветок Жизни

Дорога жизни сыграла большую роль в обороне Ленинграда, и по сути спасла блокированный город от гибели. По Дороге жизни проходили эвакуация жителей и раненных, ценностей и заводского оборудования, перебрасывались военная техника и войска.

Роща 900 берёз
Роща 900 берёз

На Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 километровых указателей – памятных столбов вдоль шоссе и 56 километровых столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в «Зелёный пояс Славы», созданный в 1960-е годы по инициативе поэта-фронтовика Михаила Дудина.

Разорванное кольцо
Разорванное кольцо

Дорога жизни также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Паровоз на железнодорожной станции «Ладожское озеро»
Паровоз на железнодорожной станции «Ладожское озеро»

Длительность маршрута 60 км. Примерная продолжительность 2,5 часа.

Маршрут: Невский пятачок
Холм Славы, Мемориал «Невский порог», Невская Дубровка, Мемориал «Призрачная деревня», Рубежный камень, Невский Пятачок, Дубровская ТЭЦ, Синявинские высоты, Мемориал «Прорыв»...

Невский Пятачок - условное обозначение плацдарма на левом (восточном) берегу Невы напротив Невской Дубровки, удерживаемого советскими войсками Ленинградского фронта в ходе битвы за Ленинград.

Мемориал "Холм Славы", он же "Безымянная высота". Сильное место.
Мемориал "Холм Славы", он же "Безымянная высота". Сильное место.

С этого плацдарма советские войска неоднократно пытались начать наступление на Мгу и Синявино навстречу войскам, наносившим удар с востока, и тем самым прорвать блокаду Ленинграда. Несмотря на то, что все попытки расширить плацдарм и развить наступление закончились неудачно, Невский пятачок стал одним из символов мужества, героизма и самопожертвования советских воинов.

Мемориал "Призрачная деревня"
Мемориал "Призрачная деревня"

Дни блокады отсчитываются с 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска вышли к южному берегу Ладоги и захватили город Шлиссельбург. Таким образом они отрезали Ленинград от Большой земли.

Рубежный камень
Рубежный камень

От переднего края Ленинградского фронта, проходившего по Неве, до основных сил Советской армии было всего 16 километров. Но, чтобы преодолеть это расстояние, потребовалось полтора долгих года.

Невский Пятачок
Невский Пятачок

Длительность маршрута 60 км. Примерная продолжительность 1,5 часа.

Маршрут: Гатчина и Лужское направление
Монумент героическим защитникам Ленинграда, Мемориалы «Пулковский рубеж» и «Ополченцы», памятник узникам нацистских концлагерей, Батарея «А» и Мемориал «Взрыв», Гатчина, танк ИС-2 в деревне Войсковицы, Мемориал Большое Заречье, Стелла Детям Ленинградской земли, Братская могила советских воинов в Рождествено, мемориальный комплекс «Партизанская слава», Лангина Гора...

Начинается маршрут от площади Победы в Петербурге и заканчивается в Луге.

Батарея «А»
Батарея «А»

После того как немцы «взяли» Псков, следующая их цель была - Ленинград, который они хотели молниеносно захватить. Но встретили такое упорное сопротивление в Луге, что вынуждены были остановиться. Больше месяца красноармейцы и ополченцы удерживали свои позиции. Во многом это предопределило итог войны.

Мемориал «Взрыв»
Мемориал «Взрыв»

Немцы подошли к Луге уже 10 июля, а вошли лишь 24 августа. Судьба многих защитников Лужского рубежа сложилась трагически. Немцам удалось обойти их со стороны Новгорода и Кингисеппа. Немногие прорвались к Ленинграду.

Мемориальный комплекс «Партизанская слава»
Мемориальный комплекс «Партизанская слава»

Мемориальные комплексы, памятники, братские могилы. Захватывающие истории о Великой Отечественной войне, а также песни военных дней.

Танк ИС-2 в селе Войсковицы
Танк ИС-2 в селе Войсковицы

Длительность маршрута 180 км.  Продолжительность примерно 2 часа 40 минут.

Маршрут: Малая Дорога Жизни
Посёлок Лисий Нос; Монумент «Дорога Мужества»; Князь-Владимировская церковь; Сестрорецкий рубеж; Кронштадт — дамба, памятник блокадной колюшке, футшток, центральная площадь и Вечный огонь, Стена Славы, памятник адмиралу Макарову...

Маршрут "Малая Дорога Жизни"
Маршрут "Малая Дорога Жизни"

Малая Дорога Жизни сыграла решающую роль в битве за Ленинград. В канун 1944 года по ней на Ораниенбаумский пятачок скрытно от немцев была переброшена 2-я ударная армия генерала Ивана Ивановича Федюнинского. Именно эта армия с небольшого плацдарма на южном побережье Финского залива начала наступательную операцию «Январский гром», завершившуюся полным освобождением Ленинграда от вражеской осады.

В дни блокады на Финском заливе по образу и подобию ледовой дороги через Ладогу действовала трасса, соединявшая Ленинград с Кронштадтом и Ораниенбаумом. Город-крепость Кронштадт расположен на острове Котлин, сухопутного сообщения с ним до открытия в начале XXI века дамбы не существовало. Ораниенбаум оказался также оторванным от Ленинграда и Большой земли после того, как фашистские войска прорвались к южному берегу Финского залива и захватили Стрельну и Петергоф.

Кронштадт
Кронштадт

Чтобы поддерживать защитников крепости Кронштадт и Ораниенбаумского пятачка, через Финский залив от Лисьего носа, Александровской и Горской была организована секретная дорога, действовавшая с зимы 1941 года до снятия блокады в 1944 году. В зимний период передвижение по трассе шло по льду. По ней на автомобилях перевозили продовольствие, медикаменты, вооружение и технику. В обратном направлении эвакуировали мирное население и раненных. По аналогии с ладожской Дорогой жизни эту трассу в народе прозвали Малая дорога жизни.

Длительность маршрута 46 км.  Продолжительность примерно 1 час.

Маршрут: Ораниенбаум и Юго-Западная линия фронта
Приморский мемориал; Английский дворец; Ломоносов; Мемориал «Атака»; Мемориалы «Якорь», «Январский Гром» и «Непокорённая высота»; монумент «Летчикам Защитникам Ленинградского неба» в Лебяжьем; Форты «Красная Горка» и «Белая Лошадь»; Шепелёвский маяк; Братское кладбище воинов РККА; Памятник деревне Долгово; Берег Мужественных; Кингисепп...

Ораниенбаумский плацдарм образовался в ходе боев за Ленинград.

Маршрут Ораниенбаум и Юго-Западная линия фронта
Маршрут Ораниенбаум и Юго-Западная линия фронта

8 сентября 1941 года фашисты заняли Шлиссельбург и отрезали город от Большой земли. Кровопролитные сражения шли на южных окраинах Ленинграда – под Колпино и у Пулковских высот. 16 сентября немцы предприняли бросок в западном направлении и захватили Стрельну и Петергоф. Таким образом враг вышел на небольшой участок Финского залива, отрезав от Ленинграда Ораниенбаум, так в те годы назывался город Ломоносов. В окружении на южном берегу залива оказалась большая группировка наших войск. Командование даже планировало перебросить силы в Ленинград и оставить этот пятачок. Но сделать это в тех условиях было очень сложно. К тому же наши окруженные войска оказывали отчаянное сопротивление.

С запада наши войска остановили наступление немцев на реке Воронке. Не пустили наши бойцы врага в Ораниенбаум и со стороны Петергофа. Окончательно прервали натиск фашистов пушки форта Красная горка. Как только гитлеровцы попадали в радиус действия орудий главного калибра форта, мощные снаряды в пух и прах разбивали их танки и колоны солдат. Противник вынужден был остановиться на почтительном расстоянии от зоны попадания снарядов форта Красная Горка.

Так образовался еще один анклав обороны Ленинграда. Как его только не называли — этот клочок земли вокруг Ораниенбаума. Немцы – «котлом», поскольку рассчитывали рано или поздно его захватить. У нас поначалу обозначали как «пятачок», «малая земля». В шутку - «Таменгонтская республика» по поселку, где располагался штаб, «Лебяжья республика» – в поселке Лебяжье находился политотдел. Но со временем укоренилось название Ораниенбаумский плацдарм. И он стал одним из важнейших участков обороны блокированного Ленинграда.

Мемориал "Атака"
Мемориал "Атака"

Небольшой участок южного побережья Финского залива 65 км по фронту и 25 км в глубину, отрезанный от основных сил Красной армии, находясь в двойном кольце блокады, с сентября 1941 года по январь 1944 стойко сдерживал натиск фашистских войск.

Длительность маршрута 200 км. Примерная продолжительность 5 часов.

Маршрут: Мурманское шоссе - Тихвин - Бокситогорск

После захвата фашистами 8 сентября 1941 года Шлиссельбурга, единственная связь Ленинграда со страной осталась только через Ладожское озеро.

Чтобы снабжать Ленинград хлебом, оружием, медикаментами, топливом и всем необходимым, на Большой земле – к востоку от Ладоги была выстроена сложная логистическая система, которая должна была действовать не время от времени, а постоянно изо дня в день, из ночи в ночь.

Маршрут Мурманское шоссе - Тихвин - Бокситогорск
Маршрут Мурманское шоссе - Тихвин - Бокситогорск

Длительность маршрута 570 км. Примерная продолжительность 8 часов.

О проекте

Проект «По следам боевой славы» как серия бесплатных аудиогидов был подготовлен ещё весной, но из-за хорошо известных всем событий реализовать его пришлось немного позднее. Он сделан специально для тех, кто любит самостоятельные путешествия, кому интересна история и памятные места. Подготовили его наши друзья из Сообщества питерских блогеров совместно с партнёрами при поддержке администрации Ленинградской области.

Участники одного из выездов. Фото: Анатолий Аграфенин
Участники одного из выездов. Фото: Анатолий Аграфенин

Все маршруты доступны и абсолютно бесплатны для пользователей приложения izi.travel Нам понравилось, попробуйте и вы! За два дня мы проехали первые три маршрута. Познавательно, насыщенно и, главное, хочется повторить и обязательно провезти по ним сына. Я искренне считаю, что детям нужно всё это знать, помнить вместе с нами и чтить.

Туры доступны как для автолюбителей, так и для велопрогулок. Все тексты подготовлены журналистом «Комсомольской Правды» Анатолием Аграфениным. Здорово, что он ездил с нами, было интересно послушать его.

Аудиогиды озвучены профессиональными дикторами «Дорожного Радио», а в перерывах между точками маршрута звучат любимые песни военных лет. В общем, однозначно рекомендую!

Руководитель СпбБлога Павел Прокофьев, автор проекта
Руководитель СпбБлога Павел Прокофьев, автор проекта

Огромное спасибо Павлу Прокофьеву за идею проекта — очень правильного и ценного для нашего поколения. Ведь мы можем лучше узнать историю Ленинградской области, посетить памятные места, где проходили знаковые события Великой Отечественной войны. Спасибо друзьям-коллегам из Петербурга за возможность присоединиться. Ценим ваше доверие. Отдельная благодарность администрации Ленинградской области за поддержку проекта. Отмечу, что он реализуется на средства гранта Губернатора области Региональной Общественной Организацией «Центр помощи «Мастерская свободы» при поддержке Комитета по печати Ленинградской области.

Автобус Добра
Автобус Добра

Нельзя обойти стороной и не послать лучи добра и сердечные обнимашки компании «Интерсервис» за «Автобус Добра» и личное огромное спасибо потрясающему водителю Олегу Никишину.

Олег Никишин
Олег Никишин

Ведь именно благодаря им мы смогли комфортно проехать везде и были в полной безопасности. Кстати, компания поддерживает разные благотворительные проекты и всячески помогает детям. В общем, молодцы!

Добро активно с "Интерсервис"
Добро активно с "Интерсервис"

О нашем питании заботились феи-кормилицы из «Акимовского Хлеба». Слушайте, таких пирогов я сто лет не ела))) Сладкие, сытные мясные, выпечка разная, каких только не было видов и начинок. Очень вкусно! Рекомендую всем жителям Петербурга, ведь у них есть доставка, а стоимость приятно удивит.

Те самые пироги)
Те самые пироги)

Спасибо Общественному движению «Вечно Живые» и компании РСТИ за то, что помогают помнить и почитать подвиги павших. Местами было тяжело и очень трогательно. Мы возлагали цветы и зажигали лампады, которые нам передали ребята.

Мы возлагали цветы к памятникам и ставили лампады
Мы возлагали цветы к памятникам и ставили лампады

И, конечно, спасибо всем тем, кто уже проехал по маршрутам и прослушал новые аудиогиды. Делитесь отзывами, оставляйте пожелания и замечания, это очень ценно.

Дальше — больше. Не буду спойлерить, но уже скоро стартует новый масштабный проект с аудиогидами на izi.travel по дорогам Ленобласти. Не переключайтесь, будет круто!

Организатор проекта: РОО «Центр помощи «Мастерская свободы» Медиа-партнеры: Сообщество Питерских блогеров spbblog, медиахолдинг «Комсомольская Правда», Дорожное радио, Livejournal Russia Официальные партнеры: Izi.Travel, Росстройинвест, Petrogradweb, Интерсервис, Акимовский хлеб

Организаторы проекта
Организаторы проекта

Все публикации многочисленных участников выездов доступны по хештегу #slavalo

promo podmoskva march 11, 2019 12:01 2
Buy for 20 tokens
Мы ехали, я думала. Быстро ехали, медленно думала. Смаковала каждую фразу, большинство из которых я и не произнесу теперь вслух, наверное. Сидела сзади на снегоходе, за нами тащилась волокуша с необходимыми вещами для оленеводов, что им передали из поселка, мимо пролетал один и тот же…

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.