podmoskva


podmoskva

Хватит мечтать - пора путешествовать!


Previous Entry Share Next Entry
Легенда авиации СССР: самолет Ту-144
podmoskva
Продолжим ворошить воспоминания о прошедшем авиасалоне. На очереди очередная легенда авиации - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы, красавец Ту-144.




2. Это первый и один из двух в мире типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок. Давайте немного подсмотрим в википедию, поскольку фактов много и мне, правда, в них разобраться не очень просто.


3. У самолета нет ни закрылков, ни предкрылков. Снижение посадочной скорости до приемлемых значений в 350—400 километров в час осуществлялось уникальным для гражданских самолётов способом: при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.


4. При переходе на сверхзвуковой режим осуществлялась сложная процедура перекачки топлива в центрирующий бак в грузовом отсеке, для компенсации смещения центра давления воздуха. В полёте на сверхзвуковой скорости рекомендовалось не пользоваться элевонами — управление осуществлялось изменением тяги двигателей.


5. Самолёт не имел реверса тяги двигателей, но имел мощные вентиляторы тормозов в шасси, первоначальное гашение скорости при посадке, по усмотрению командира экипажа, осуществлялось выпуском тормозного парашюта. Руководство по летной эксплуатации запрещало полёты ночью, хотя всё необходимое для этого оборудование имелось.


6. В начале пятидесятых годов реактивная авиация, в том числе и пассажирская, стремительно развивалась. В 1947 году впервые в мире звуковой барьер был преодолен американским самолётом, а с 1954 года началось производство сверхзвуковых истребителей: американского F-100 и советского МиГ-19.


7. Стал подниматься вопрос о перевозке пассажиров на самолётах, способных преодолевать сверхзвуковую скорость и создание самолётов такого типа. Такие перевозки открывали большие возможности: сокращалось время перелёта на дальние расстояния, самолёт не нуждался в промежуточных посадках для дозаправки.


8. В конце 50-х первыми в эту работу включились англичане (проект Bristol 223), а так же французы (проект Super-Caravelle). В итоге в 1962 году обеим странам для успешного создания и производства подобного самолёта пришлось объединить усилия. Так был создан проект сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд» (Согласие). Советские специалисты уже знали о национальных британском и французском проектах сверхзвуковых пассажирских самолётов. Их макеты неоднократно экспонировались на международных авиационных салонах.


9. Работы по созданию сверхзвукового пассажирского авиалайнера в СССР начались в ОКБ Туполева в начале 60-х.


10. Строительство первого опытного образца началось в 1965 году, также вместе с ним строился и второй экземпляр для статических испытаний.


11. Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года.


12. Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер. Этот самолет мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР.


13. Производство самолёта было развернуто на Воронежском заводе № 64. К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144, 4 самолета так и не были построены.


14. 3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Погибли все шесть членов экипажа (Герой Советского Союза заслуженный лётчик-испытатель М. В. Козлов, лётчик-испытатель В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов, заместитель главного конструктора инженер генерал-майор В. Н. Бендеров, ведущий инженер Б. А. Первухин и бортинженер А. И. Дралин) и 8 человек на земле. Причины катастрофы были засекречены, но имели место версии, что причиной катастрофы мог быть слишком резкий манёвр во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом», задача лётчика которого была сфотографировать советский Ту-144 в полёте, нарушение системы управления, либо же недопустимость для конструкций планера самолёта манёвра, который экипаж попытался совершить.


15. Несмотря на катастрофу 1973 года, самолет принимал участие в следующих двух авиасалонах в Ле-Бурже. В 1978 году случилась еще одна катастрофа с опытным образцом Ту-144, в 1980 году во время очередного испытательного полёта произошло разрушение одного из двигателей самолета. Тогда обошлось без погибших. Двигатели отправили на доработку. В конце 1981 года самолёт уже должен был начать коммерческую эксплуатацию, летая из Москвы в Красноярск. Однако во время наземных испытаний двигатели разрушились, полёты были вновь отложены. После смерти Брежнева отношение к самолёту у нового руководства страны изменилось. Предпочтение было отдано более простым и надежным дозвуковым аэробусам Ил-86. В начале июля 1983 года вышло постановление правительства о прекращении работ по Ту-144.


Такая вот история и такой вот интересный самолет. Сын сказал, что он похож на очень грустную таксу... И ведь правда очень грустная судьба у этой легенды.

Два года назад был образован благотворительный фонд «Легенды Авиации», его создали для реализации проекта создания Национального музея авиации в городе Жуковском. Самолет Ту-144 хотят установить на главной площади будущего музея. Проект и документация готовы, но как всегда, к сожалению, проблема в средствах. Кстати, подробно об идее создания авиа-музея можно прочесть тут.


Фото: © zhzhitel





Posts from This Journal by “авиация” Tag

  • Самолет Ил-76МД во Внуково

    И тут мы увидели его! Самолет отечественной военной авиации Ил-76МД бортовой № RA-78817. Красавец необыкновенный, глаз не оторвать. Еще в небе при…

  • Мой #внукинг или еще один шикарный споттинг

    Пока я собираюсь в аэропорт Шереметьево, покажу-ка вам немного фотографий с недавнего закатного споттинга во Внуково. Вот думала, сяду, разгребу,…

  • Закатное теплое Внуково

    В прошедшую среду день был как надо, даже больше. Давно вот так здорово не проводила его на перроне под любимыми самолетами. Во Внуково прошел…

  • На новой высоте с авиакомпанией Air Astana

    Я никогда не была в Казахстане, хотя достаточно долго жила в Оренбурге. Оренбургская область граничит одновременно с тремя регионами Казахстана, но…

  • Подзаборный улов выходного дня

    Огромная любовь к небу и самолетам способна на многое. Это я вам точно говорю. Внезапно вчера утром было решено отправиться под забор Домодедово. Нам…

  • Аэропорт Симферополь: новая «Крымская волна»

    Не так давно в Симферополе был открыт новый терминал аэропорта. Не секрет, что большинство туристов и путешественников прибывают в Крым именно на…

  • Весеннее, крылатое, любимое

    Все дольше и ласковее днем светит солнце. Все меньше на улицах сугробов и льда. Все чаще в городе встречаешь веселых и ярких людей. Весна! Я хоть и…

  • Про мои полёты во сне и наяву

    Проснулась я сегодня после фееричного полета. Всю ночь летала. Да так реально, что как будто наяву все происходило. Расти мне вроде уже поздновато, а…

  • Подари себе небо

    Скажите, а вы бы хотели прыгнуть с парашютом? Я тут немного задумываться на эту тему стала. Пока страх преобладает, но не страх высоты или прыжка с…


promo podmoskva november 21, 16:00 43
Buy for 20 tokens
Нашлась тут у меня пара минут свободных. Решила я собрать в одном месте свои недавние записи о Ростове. Оказывается, их у меня уже немало, но ведь и впереди еще столько же. В общем, друзья, если вдруг решите в Ростов-на-Дону ехать, можете заглянуть ко мне. Альманахов и путеводителей я вам здесь не…

Легендарный самолет
Летал в родную Алма-Ату

врешь как троцкий.

На крейсерской скорости пилоты, получается, не видели ничего с поднятым носом?

не знаю, после катастрофы гриф секретности сняли лишь в 90-х, говорят, что и экспериментальное оборудование могло не сработать

(Deleted comment)
А я летал на нем! 2 раза!

какой же он крутой !

он очень-очень крутой, хорошо, что я смогла в бизнес-день на МАКСЕ его обфоткать без толп

Оба самолета окончили свои дни на фоне трагедий, а жаль(

а почто не про т-4(100), благодаря которому и появился 144-й?

бомбер крут, безусловно, но на этот раз не о нем

Дима прав, самолёт реально похож на грустную таксу)))

К сожалению ни на какой из тушек прокатиться так и не довелось. Сейчас уже кроме 204 ничего не найдёшь. Теперь летаем только арбузами. А жаль с одной стороны.

крутой самолет!

Узнаваемый силуэт.

Нос у него забавный )

а вот эти крылышки, сразу за кабиной, они вроде убираются или нет?

(Deleted comment)
Эх вот бы прокатиться на таком...

В Ульяновске в музее авиации стоит единственный исправный, может летать, даже салон сохранился в первозданном виде. Но на деле такие разработки не умирают, если вернется гражданский сверхзвук, то все наработки от 144-го исплользуют, это как с Бураном, проект закрыли, но сколько он дал новых технологий, которые и сейчас используются.

У меня такой на куртке в стройотряде был:-)))

?

Log in

No account? Create an account